- Понятие SWOT-анализа
- Как провести SWOT-анализ?
- Структура SWOT-анализа
- Сильные стороны (S)
- Слабые стороны (W)
- Возможности (O)
- Угрозы (T)
- Основные преимущества и недостатки SWOT-анализа
- Преимущества SWOT-анализа
- Недостатки SWOT-анализа
- Виды SWOT-анализа
- Матрица SWOT-анализа
- Принципы анализа
- SWOT-анализ на примере компании KFC
SWOT-анализ относится к методам стратегического планирования. Он позволяет выявлять влияние внешних и внутренних факторов на деятельность организации.
Понятие SWOT-анализа
SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
SWOT – это аббревиатура 4 английских слов:
- Strengths – сильные стороны (внутренняя среда);
- Weaknesses – слабые стороны (внутренняя среда);
- Opportunities – возможности (внешняя среда);
- Threats – угрозы (внешняя среда).
Возникновение SWOT-анализа является дискуссионным вопросом. Принято полагать, что впервые об использовании SWOT-анализа заговорил Кеннет Эндрюсон, профессор Гарвардского Университета в 1963 году на конференции, посвященной бизнес политики. И уже в 1965 году сформировалась окончательная методика, которую используют по сегодняшний день.
Как провести SWOT-анализ?
SWOT-анализ проводят перед определением целей и задач, но после формулировки миссии проекта. Последовательность такая:
- Определяем направление развития, то есть миссию проекта;
- Оцениваем собственные силы, а также конъюнктуру рынка, чтобы понять, как лучше двигаться в выбранном направлении, то есть проводим SWOT-анализ;
- Ставим цели и определяем задачи проекта, опираясь на возможности.
Данный тип анализа хорош своей наглядностью и относительной простотой. Однако стоит учитывать, что он достоверен только тогда, когда рынок и анализируемое предприятие оцениваются адекватно. То есть в оценка соответствует действительности, а не является приукрашенной.
Структура SWOT-анализа
Обычно SWOT-анализ изображают в виде матрицы (квадрата) 2×2, где по горизонтали расписываются внутренние и внешние факторы, а по вертикали – положительное и отрицательное воздействие.
Это самый простой вид анализа, который будет понятен любому заинтересованному лицу.
Рассмотрим каждый элемент анализа отдельно.
Сильные стороны (S)
В этом перечне прописываются конкурентные преимущества компании, такие как качество продукта, маркетинговая политика, удобное месторасположение, большая клиентская база, профессиональные продавцы и др.
Например, для кафе, которое расположено в районе с хорошей проходимостью, критерий «большой выбор полезных блюд» будет конкурентной стороной, если вблизи расположены только фуд-корты быстрого питания и фастфуд.
Слабые стороны (W)
В списке слабых сторон компании нужно указать факторы, которые ограничивают рост прибыли, так как они всецело зависят от действий компании.
Например, непопулярность компании в соцсетях или маленькая вовлеченность, активность людей в них – это слабая сторона, если компания продаёт онлайн.
Возможности (O)
Сюда надо отнести факторы, связанные с развитием рынка и конкурентами. То есть это явления, на которые сама компания не может напрямую влиять, но может извлечь из них пользу, если реализует целевые действия за короткий или средний срок.
Например, можно купить новое оборудование, которое будет обладать более новыми технологиями, что позволит снизить себестоимость продукции – это прекрасная возможность для увеличения прибыли.
Угрозы (T)
Угрозы – это все то, что может подвергнуть риску вашу организацию и ухудшить её положение на рынке, то есть факторы, зависящие от мнения целевой аудитории и от действий клиентов. Эти процессы происходят вне зависимости от желания или деятельности руководителя компании.
Например, изменения в мире моды, рост конкуренции, кризис в стране, зависимость от импорта, сезонный спрос, появление на рынке товаров-заменителей.
Основные преимущества и недостатки SWOT-анализа
Преимущества SWOT-анализа
- универсальность – можно использовать в разных сферах;
- простота – легко собрать данные и сделать выводы, понятные всем;
- адаптируемость – возможно адаптировать к любому объекту исследования;
- гибкость – свободный выбор анализируемых элементов, исходя из целей;
- возможность определения точек роста, стратегическое планирование.
Недостатки SWOT-анализа
- сложно отразить динамику развития компании;
- субъективная оценка исследователя;
- не учитываются прогнозы, риски, например, связанные с развитием экономики страны.
Виды SWOT-анализа
Выделяют следующие виды SWOT-анализа:
- Экспресс-анализ – наиболее часто практикуемый. Используется для выявления сильных сторон организации. Особое внимание уделяется преимуществам и возможностям, которые будут удачно противостоять внешнему воздействию.
- Консолидированный (сводный) – используют основные показатели деятельности фирмы на настоящий и будущий периоды. Благодаря этому способу можно узнать наиболее точные количественные значения.
- Смешанный – экспресс и сводный анализ используются вместе. Предусматривает проведение 3 стратегических исследований. Отличается глубиной проработки.
- Балльный SWOT-анализ — позволяет оценить значимость выявленных факторов для предприятия. Как правило, базируется на экспертных оценках.
Матрица SWOT-анализа
Принципы анализа
Как провести анализ? Рассмотрим наглядно, что может дать данная матрица бизнесу и на какие вопросы необходимо ответить.
Ответив на вопросы, компания получает детализированную стратегию своего развития.
SWOT-анализ на примере компании KFC
S (Strengths) | W (Weaknesses) |
O (Opportunities) | T (Threats) |
Итак, по результатам SWOT-анализа видно, что KFC не соответствует тенденциям, которые распространены среди молодого поколения, а именно правильное, здоровое питание. Однако, растущий спрос на здоровую еду является отличной возможностью для обновления меню компании.
Таким образом, SWOT-анализ нужен для определения лучшего пути развития компании, когда она сможет с максимальной отдачей использовать все имеющиеся ресурсы, избегать трудности и опасности или хотя бы их предвидеть.
СВОТ часто используется в рамках инвестиционного анализа. В этом случае еще на этапе проектирования бизнеса выявляются сильные и слабые его стороны, делается оценка проекта по отношению к своим ближайшим конкурентам.
Наряду со SWOT-анализом в целях стратегического управления можно использовать и другие виды анализа, например PEST.