- Пример факторов, влияющих на размер прибыли от продаж
- Факторные модели для анализа прибыли
- Факторная модель изменения прибыли от реализации для отдельного вида продукции, услуги
- Факторная модель изменения прибыли от реализации по продукции в целом:
- Пример 1. Факторный анализ прибыли от продаж (один вид продукции)
- Решение
- Вывод по задаче 1
- Пример 2. Факторный анализ прибыли (несколько видов продукции)
- Решение
- Вывод по задаче 2
Прибыль предприятия зависит от множества факторов. Для того чтобы предприниматель мог влиять на её размер необходим факторный анализ прибыли.
Пример факторов, влияющих на размер прибыли от продаж
Если проводить анализ прибыли с позиции системы директ-костинг, то можно выделить ряд факторов, влияющих на ее размер:
- объем продаж;
- цена реализации;
- средние переменные затраты;
- общие постоянные затраты;
- структура продаж.
Факторные модели для анализа прибыли
Факторная модель изменения прибыли от реализации для отдельного вида продукции, услуги
будет выглядеть следующим образом:
Pr = Qрп× (p – AVC) — FC.
Факторная модель изменения прибыли от реализации по продукции в целом:
Pr = × (pi – AVCi)] — FC.
Пример 1. Факторный анализ прибыли от продаж (один вид продукции)
Показатели | 2019 | 2020 |
Объем реализации продукции (Qрп), шт | 10 045 | 5 904 |
Цена единицы продукции (p), тыс. руб. | 3,1 | 3,7 |
Себестоимость изделия (ATC), тыс. руб. | 2,6 | 3,1 |
в т.ч. переменные затраты (AVC) | 1,85 | 2,0 |
Общие постоянные расходы (FC), тыс. руб. | 7 534 | 6 494 |
Решение
Прибыль 2019 года: Pr0 = Qрп 0 * (p0 – AVC0) – FC0 = 10 045 * (3,1 – 1,85) – 7 534 = 5 022 тыс. руб.
Прибыль 2020 года: Pr1 = Qрп 1 * (p1 – AVC1) – FC1 = 5 904 * (3,7 – 2,0) – 6 494 = 3 543 тыс. руб.
Изменение прибыли за период:
∆ Pr = (Pr1 — Pr0) = 3 543 – 5 022 = — 1 479 тыс. руб.
Влияние объема реализованной продукции:
∆ PrQ = [Qрп 1 * (p0 – AVC0) – FC0] — Pr0 = [5 904 * (3,1 – 1,85) – 7 534] – 5 022 = — 5 176 тыс. руб.
Влияние цен реализации:
∆ Prp = [Qрп 1 * (p1 – AVC0) – FC0] — [Qрп 1 * (p0 – AVC0) – FC0] = [5 904 * (3,7 – 1,85) – 7 534] – [5 904 * (3,1 – 1,85) – 7 534] = + 3 542 тыс. руб.
Влияние удельных переменных затрат:
∆PrAVC = [Qрп 1 * (p1 – AVC1) – FC0] — [Qрп 1 * (p1 – AVC0) – FC0] = [5 904 * (3,7 – 2,0) – 7 534] – [5 904 * (3,7 – 1,85) – 7 534] = — 886 тыс. руб.
Влияние постоянных затрат:
∆PrFC = [Qрп 1 * (p1 – AVC1) – FC1] — [Qрп 1 * (p1 – AVC1) – FC0] = [5 904 * (3,7 – 2,0) – 6 494] – [5 904 * (3,7 – 2,0) – 7 534] = + 1 040 тыс. руб.
Баланс отклонений:
∆ PrQ + ∆ Prp + ∆PrAVC + ∆PrFC = (- 5 176) + 3 542 + (- 886) + 1 040 = — 1 480 тыс. руб.
Вывод по задаче 1
- Прибыль от продаж под влиянием четырех факторов сократилась на 1 480 тыс. руб.
- При этом объем продаж, а также средние переменные издержки отрицательно сказались на динамике показателя.
- В то время как цена реализации и общие постоянные издержки производства оказали положительное влияние.
Пример 2. Факторный анализ прибыли (несколько видов продукции)
Решение
Прибыль 2019 года: Pr0 = * (p i0 – AVC i0) – FC0 = 10 455 * (5 – 2,8) + 10 045 * (3,1 – 1,85) – 20 080 = 15 477 тыс. руб.
Прибыль 2020 года: Pr1 = * (p i1 – AVC i1) – FC1 = 12 546 * (6 – 3,2) + 5 904 * (3,7 – 2,0) – 26 568 = 18 598 тыс. руб.
Изменение прибыли за период:
∆ Pr = (Pr1 — Pr0) = 18 598 – 15 477 = + 3 121 тыс. руб.
Влияние изменения объема продаж при сохранении структуры продаж:
∆PrQ (структура = const) = ( [10 455 * (5 – 2,8) + 10 045 * (3,1 – 1,85)] * – 20 080) – 15 477 = — 3 555 тыс. руб.
Влияние изменения структуры продаж:
∆Prструктура = ( [12 546 * (5 – 2,8) + 5 904 * (3,1 – 1,85)] – 20 080) — ( [10 455 * (5 – 2,8) + 10 045 * (3,1 – 1,85)] * – 20 080) = + 2 980 тыс. руб.
Влияние изменения цен реализации:
∆ Prp = ( [12 546 * (6 – 2,8) + 5 904 * (3,7 – 1,85)] – 20 080) — ( [12 546 * (5 – 2,8) + 5 904 * (3,1 – 1,85)] – 20 080) = + 16 088 тыс. руб.
Влияние изменения переменных затрат на единицу продукции:
∆PrAVC = ( [12 546 * (6 – 3,2) + 5 904 * (3,7 – 2,00)] – 20 080) — ( [12 546 * (6 – 2,8) + 5 904 * (3,7 – 1,85)] – 20 080) = — 5 904 тыс. руб.
Влияние изменения общих постоянных затрат:
∆PrFC = ( [12 546 * (6 – 3,2) + 5 904 * (3,7 – 2,00)] – 26 568) — ( [12 546 * (6 – 3,2) + 5 904 * (3,7 – 2,00)] – 20 080) = — 6 488 тыс. руб.
Баланс отклонений:
∆ PrQ + ∆ Prструктура + ∆ Prp + ∆PrAVC + ∆PrFC = (- 3 555) + 2 980 + 16 088 + (– 5 904) + (- 6 488) = + 3 121 тыс. руб.
Вывод по задаче 2
Таким образом, из решения задачи можно сделать следующие выводы:
- изменение объема продаж, а также постоянных и переменных издержек негативно повлияли на размер прибыли предприятия;
- изменение структуры продаж, а также цены реализации позволили увеличить прибыль;
- суммарно все факторы, оказывающие воздействие на прибыль, дали положительный результат. Прибыль выросла на 3 121 тыс. руб.
Ниже, нажав на кнопку, можно проверить, насколько хорошо Вы поняли тему прибыль.