Виды экономического анализа

Существует несколько видов классификаций анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды экономического анализа напрямую зависят от тех целей и задач, которые стоят перед предприятием, а также объекта и предмета исследования.

Именно от целей и задач зависит какие виды экономического анализа должны применяться.

Классификация видов экономического анализа

В зависимости от отраслевого признака

По отраслевому признаку выделяют два вида исследования.

ОтраслевойМежотраслевой
учитывает специфику отдельных отраслей экономики, например туризм, промышленность, с/х, строительство, торговля и т. д.представляет собой методическую и методологическую основу экономического анализа

Отличие отраслевого анализа от межотраслевого состоит в том, что в первом случае рассматривается одна конкретная отрасль и изучается ее динамика и закономерности. Во втором случае может анализироваться как сочетание нескольких отраслей, так и всей экономики в целом.

В зависимости от признака времени

Предварительный (перспективный)Последующий (ретроспективный)
до осуществления хозяйственных операций, для обоснования управленческих решений, плановых заданий, прогноза ожидаемых результатовпосле завершения хозяйственных операций, для контроля выполнения плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценке результатов деятельности предприятия
Оперативный (текущий)Итоговый (заключительный)
производится сразу после завершения хозяйственных операций или изменений за короткие промежутки времени (например, сутки и т.д.)производится после завершения отчетного периода (месяц, квартал, год)

Предварительный (перспективный) анализ может проводиться, например, при оценке эффективности будущих инвестиций.

В то время как, ретроспективный анализ характерен для предприятий и организаций, работающих не первый месяц.

В зависимости от пространственного признака

Внутрихозяйственный анализМежхозяйственный
изучает только деятельность исследуемого предприятиядля сравнения результатов деятельности двух или более предприятий

В зависимости от степени охвата изучаемого объекта

СплошнойВыборочный
изучаются все объектыизучаются выборочные объекты

При сплошном анализе изучаются все объекты. Например, на предприятии в рамках анализа оценивается в целом эффективность его деятельности и использования ресурсов.

При выборочном анализе рассматривается лишь часть деятельности. Например, это может быть только факторный анализ прибыли или же рентабельности.

В зависимости от содержания программы

Комплексный анализТематический анализ
изучается вся деятельность предприятияизучаются отдельные стороны деятельности предприятия

Виды методов экономического анализа в зависимости от методики изучения объектов

Качественный анализКоличественный (факторный) анализЭкспресс-анализ
основан на сравнении качественных характеристик на основе экспертных оценокоснован на количественной оценке показателей деятельности предприятия, на основе анализа чувствительностиоснован на сравнении характерных показателей, например, если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации, то идет затоваривание
Фундаментальный анализМаржинальный анализЭкономико-математический анализ
представляет собой углубленное, комплексное исследованиеоснованный на причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, а также делении затрат на постоянные и переменныеоптимизационные методы
Стохастический анализФункционально-стоимостной анализ
дисперсионный, корреляционный и т. д.метод выявления резервов  

При этом следует отметить, что количественные методы анализа более точны и информативны.

Виды экономического анализа в зависимости от объекта управления

Технико-экономический анализФинансово-экономический анализСоциально-экономический анализ
изучает взаимодействие технических и экономических процессов и их влияние на результаты деятельностиизучает финансовое состояние предприятия, выявляет резервы повышения устойчивостиизучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние на результативность деятельности предприятия
Экономико-статистический анализЭкономико-экологический анализМаркетинговый анализ
используется для изучения массовых общественных явлений на различных уровнях (службами статистики)изучает взаимодействие экономических и экологических процессовиспользуется службой маркетинга для изучения внешней среды функционирования
Инвестиционный анализ
используется для оценки эффективности инвестиционной деятельности

С основами инвестиционного анализа можно познакомиться в нашей рубрике “Инвестиции для начинающих“.

Кроме того по данной теме читайте следующие статьи:

Татьяна Худякова

автор проекта, доктор экономических наук, доцент и просто фанатка экономики и инвестиций

Оцените автора
InvestOlymp
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля